Главная | Информация | Фотогалерея | Гостевая книга | Форум Новый | Каталог | Ссылки | Поиск

В.В. Архипов.
Вторая колонизация Россией Южного Сахалина и судьба одной семьи. (8)

с помощью физических наказаний. Но и в моей начальной школе горе-ученики могли получить от учителя указкой по рукам или спине. Родители относились к этим воспитательным приемам с пониманием, поскольку знали, на какие проказы способны их дети. В конце пятидесятых годов, когда национальные школы были закрыты, корейские дети направлялись в городские общеобразовательные школы. Обучение корейцев в этих школах приводило к тому, что молодежь не могла ни читать, ни писать на родном языке. Но зато корейцы, окончив эти школы, свободно владели русским языком, что позволяло им продолжать образование в учебных заведениях страны. В корейской диаспоре появились учителя, врачи, инженеры и техники. Позднее в "общественный труд" стали вовлекаться и корейские женщины.

     Параллельно с этими процессами шло повышение благосостояния некоторых корейских семей посредством различных видов коммерции, которая существовала в то время. В первую очередь - через торговлю овощами, выращенными на огородах. У реки Корсаковки стали появляться частные дома корейцев, окруженные огородами.

     Корейцы, выросшие в условиях капиталистического общественного строя, в большинстве отличались уважением к своему и чужому труду, что имело нравственную основу, заложенную в условиях частной собственности, когда труд кормил семью. Дети этих родителей еще сохраняли эту основу труда, но более поздние поколения ее теряли, умножая ряды "строителей коммунизма".

     В семидесятые годы в среде корейцев появлялись немногочисленные семейные группы, требующие права на выезд в Японию или Южную Корею для воссоединения с родственниками. Их выступления и голодовки насильно прерывались властями, а участники помещались в психиатрическую больницу. Правда, это движение не было массовым.

     Совместная жизнь народов способствовала появлению смешанных браков, которые, как правило, заключались между корейцем и женщиной другой национальности. Нельзя сказать, что эти браки были распространенным явлением, но они являлись отражением жизни, которая отбрасывала догмы националистов.

     Сахалинские корейцы сохраняли прежний уклад жизни и национальный характер питания - большие семьи, почитание стариков, использование в пищу продуктов моря и риса. В рацион корейцев входили блюда и соусы с красным перцем. Из риса готовились обыденная пища и сладости. Впервые брикет из воздушного риса, пропитанного сахарным сиропом, я получил из рук соседки-кореянки. Один из сортов капусты, которую высаживали на своих огородах корейцы, местные жители называли корейской или "чимчи". Капуста готовилась с красным перцем и являлась обязательным товаром у корейских торговок на местных базарах. Постепенно она вошла в пищу людей других национальностей, но особым успехом пользовалась у любителей пива и более крепких напитков. Из корейской кухни в рацион сахалинцев также вошла длинная лапша - "куксу".

     Одежду корейцы предпочитали европейскую. Национальные костюмы изредка можно было увидеть на старых кореянках. Во время похоронной церемонии родные умершего надевали ритуальные белые одежды.

     В обыденном общении каждый из корейцев имел русское имя. Наиболее часто используемые мужские имена - Коля, Миша, Паша. Женские имена почему-то слабее задержались в памяти, но я помню Зою и Татьяну - соседок по улице.

     Среди корейцев был распространен туберкулез. Из других "социальных болезней" отмечу наркоманию у мужчин среднего возраста и стариков. В качестве наркотика использовался опиум, добываемый из мака, который на местных огородах достигал нужной зрелости. Однажды к маме обратился старик кореец с просьбой разрешить ему надрезать головки у мака на ее огороде. Среди населения ходили слухи о том, что корейцы высаживают мак в отдаленных падях, делают из него опиум и курят в тайных притонах, расположенных в старых японских бараках. Вероятно, по аналогии с известными в Юго-Восточной Азии злачными местами один из отдаленных районов города, где все это могло происходить, назывался "Шанхай". Среди корейской молодежи наркотики не были в ходу. Русские и корейцы предпочитали обходиться дешевым и надежным по тем временам средством - водкой.

     Новые поколения корейцев считали Сахалин своей родиной и связывали свое будущее со страной, в которой они жили.

<<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >>>

На главную

 

TopList Korsakov.Sakh.ru