Главная | Информация | Фотогалерея | Гостевая книга | Форум Новый | Каталог | Ссылки | Поиск

Наш город. Начало. (3)

Это был человек не только слова, но и дела. Сейчас кажется все простым и понятным. Но стоит задуматься, и удивишься самообладанию и смелости наших предков. Не заискивая не перед кем, четко зная, чего хотят, представляя интересы своей страны и руководствуясь только ими, добывали наши люди земли для России. Да, с применением военной мощи, но! не для уничтожения, не для разрушения, а для утверждения своей правоты и силы. Нельзя мерить сегодняшней мерой те годы. Любое государство, увеличивая свою территорию, использовало военное присутствие, иначе не бывало тогда, да, впрочем, и теперь. Только иногда становится жаль, что в наши годы почти не осталось тех государственных мужей, которые руководствуются интересами России…

* * *

     Вернемся в 1853 год. Мы расстались с основателями нашего города в тот ответственный момент, когда все самое торжественное и должно было случиться. Итак, вновь даем слово Геннадию Ивановичу Невельскому:

     «… К 8 часам утра 22 сентября «Николай» подошел к берегу на пушечный выстрел. Вооруженный баркас с десантом в 25 человек под командой лейтенанта Рудановского находился у борта корабля, обращенного к морю. Я с Буссе, Бошняком и тунгусом, знавшим орочонский и айнский языки, отправился на вооруженной шестивесельной шлюпке на берег. Погода была ясная, тихая и теплая. На берегу видны были 3 человека сторожей у расположенных вдоль берега сараев.

     Едва наша шлюпка приблизилась к берегу, как вдруг из сараев выскочили айны, предводительствуемые четырьмя японцами, размахивавшими саблями, и направились по отмели навстречу шлюпке. Я сейчас же прекратил греблю и приказал держаться на веслах, сделав условленный знак, чтобы десант с Рудановским следовал за нами. Переводчик сообщил мне, что японцы приказывают айнам не допускать нашу шлюпку к берегу. Тогда через переводчика я объяснил японцам и толпе айнов, что мы лоча (русские), пришли с Амура поселиться у них в Томари для того, чтобы защищать их от насилий, производимых командами иностранных судов; что мы поэтому вовсе не желаем им делать чего-либо дурного.

     Все айны тотчас начали кланяться и махать ивовыми палочками, концы которых были расщеплены в виде метелок, что вообще у здешних народов означает знак дружелюбия и гостеприимства.

     Затем они, идя по берегу, указывали нам место, где лучше пристать шлюпкам. Японцы же в это время, вложив свои шпаги в ножны, начали тоже кланяться нам и старались объяснить, что препятствовать нашей высадке на берег им приказали их начальники. После того, как мы пристали к берегу, туда подошел и наш баркас с десантом. Я сейчас же приказал десанту выгружать орудия на берег, причем айны усердно помогали матросам. Вместе с тем сделан был с баркаса сигнал кораблю «Николай» приготовиться к салюту. После того, как на берегу были установлены два орудия и сооружен флагшток для подъема флага, команда выстроилась во фронт, и я скомандовал на молитву. Помолясь с коленопреклонением Богу, причем айны и японцы инстинктивно сняли шляпы, я вместе с Н.В.Буссе при криках «ура!» и залпе из ружей и орудий поднял русский военный флаг; в то же время команда корабля, при криках «ура!», разбежалась по вантам и реям, и корабль начал салютовать флагу. Этим было возвращено в Томари Анива окончательное водворение наше на острове Сахалине. Ясная и тихая погода совершенно гармонировала с мирным занятием главного пункта острова».

<<< 1, 2, 3, 4, 5, 6 >>>

На главную

 

TopList Korsakov.Sakh.ru